Фрагмент для ознакомления
2
Мы с вами живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. И конечно мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.
Одним из важных средств развития творческих способностей детей является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.
Дети в дошкольный возраст ежедневно смотрят мультфильмы. И зачастую не осознают сложность создания их.
А создание мультфильма с детьми дошкольного возраста можно использовать как современный вид проектной деятельности, который очень привлекательный для дошкольников.
Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой, креативной личности учитывая современные реалии и развития инновационных технологий.
Анализ психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения в свете реализации ФГОС, наблюдения за воспитанниками средней группы в ходе непосредственной и самостоятельной образовательной деятельности показали недостаточный уровень развития творческой активности детей и в связи с этим на необходимость применения в педагогическом процессе новых интегративных, инновационных технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его творческих способностей и потенциала.
Одной из таких технологий является создание мультфильмов с детьми.(2)
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.
Актуальность программы: постигая азы анимации и мультипликации, дети знакомятся с ведущими профессиями художника, режиссера, сценариста, иллюстратора-мультипликатора, художника-мультипликатора, оператора, монтажера и звукорежиссера и имеют возможность проживать эти роли, реализуясь и самовыражаясь на каждом учебном занятии.
Мультипликация позволяет разнообразить арсенал рекламных и презентационных средств, анимационные фрагменты вставляются в видеоролики, они являются полноправными участниками мультимедийных продуктов на CD, наконец, это само по себе – вид искусства, которому люди посвящают всю жизнь.
Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной образовательной программы.
Целесообразность применения анимации в обучении детей дошкольного возраста впервые была выявлена в ходе проведения исследований по проблеме использования аудивизуальных материалов в процессе обучения, в том числе, материалов, где визуальная информация содержит анимацию и сопровождается аудиопояснением (R. Smith, D. R. Anderson, 1985; J. Gibbons, D. R. Anderson, D. E. Field, C. Fischer, 1986).
Эксперимент показал, что дети дошкольного возраста лучше запоминали сюжет и могли вспомнить больше разнообразных деталей истории, показанной им на экране, и хуже – если только слышали ее от рассказчика (без видеоряда).
Даже четырехлетние дети оказались способны правильно «считывать» значение базовых приемов киномонтажа, передающего предполагаемые действия, отношения между героями, пространственные отношения, успешно обрабатывать анимационную визуальную информацию и извлекать из нее сложную информацию, необходимую для выполнения задания [9].
Область отечественных исследований - влияние искусства мультипликации на нравственное, социальное, художественно-эстетическое развитие детей (В.В. Абраменкова, Л.М. Баженова, А.Ф. Бурухина, Е.М. Головкина, Р.Г. Казакова, Н.А. Коростелева, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, М.В. Мазурова Ж.В. Мацкевич, А.Ю. Шаханская, Е.С. Щуклина и др.).
Результаты исследований показали, что мультфильмы, в соответствии с возрастными особенностями детского развития, содержат высокий образовательный потенциал для формирования у детей системы представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, усвоения нравственных ценностей и норм поведения. (9)
1. Возникновение мультипликации в образовании
Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.(1)
Внедрение мультимедийных технологий в сферу образования сделало возможным использование компьютерных программ как иллюстративных материалов, проведение тестирования и контрольных работ при помощи компьютерной техники, сочетая традиционные домашние задания с творческими.
Стала возможной организация дистанционных уроков. Многие задания по предмету в компьютерном варианте (или выполняемые при помощи компьютерной техники) позволяют развить творческие способности учащихся, взглянуть на предмет с разных сторон и проявить себя в новой деятельности или ситуации [5].
Но давайте разберемся откуда появился такой вид современного творчества для развития личности в нашей реальности.
1.1. История возникновения
Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой.
Талант художника плюс технические возможности – и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.
Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок.
Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения.
При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.
Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион – оптический театр.
Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Носова Елена Александровна, Методическая разработка Пособие для начинающего мультипликатора URL https://iro86.ru/images/Documents /2021/3_Носова_ЕА.pdf
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. URL https://search.rsl.ru/ru/record/01003421318
3. Электронный журнал "Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015 URL https://www.i-igrushki.ru/archive/animatsionnaya-deyatelnost-v-rabote-s-doshkolnikami.html
4. Инфоурок . Статья "Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития URL https://infourok.ru/statya-detskaya-multiplikaciya-kak-sredstvo-poznavatelnogo-i-rechevogo-razvitiya-6069264.html
5. Электронная энциклопедия URL https://cyclowiki.org/wiki /Анимационная_педагогика
6. Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. – М.: Известия ИППО, 2021. – 150 с
7. Кочеткова, К.Е. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами современной мультипликации / К.Е. Кочеткова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. - 2019. - С. 142-144. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=42500021
8. Иванов-Вано И.П. Очерки истории развития мультипликации (до второй мировой войны) - М.: ВГИК, 1967. – 54с. URL https://www.livelib.ru/book/1004974648-ocherk-istorii-razvitiya-multiplikatsii-do-vtoroj-mirovoj-vojny-ivan-ivanovvano.:
9. Золотухина, А. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста / А. А. Золотухина, Т. А. Чичканова— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/149/41615/
10. Татаринцева, А.Ю. Создание мультипликации как технология развития творческого потенциала младших школьников [Электронный ресурс] / А.Ю. Татаринцева, А.А. Комарова// Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.- URL https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=27985.
11. Бурцева, М. А. Развитие мультипликации: с первых шагов до современности / М. А. Бурцева, О. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/367/